вторник, 31 августа 2021 г.

Литература. Лето 2021. Скучная история

     Повесть Антона Павловича Чехова "Скучная история" - последняя книга, которую я прочитал за лето. В этой повести рассказчиком является профессор Николай Степанович - человек, обладающий знаменитым именем, но проживающий остаток своей жизни в бедности и непонимании со стороны близких. 

     Николай Степанович начинает повествование с бессонницы. Затем он представляет членов своей семьи: старую, полную, неуклюжую женщину Варю, которую он ранее полюбил за ум, молодость и красоту; дочь Лизу, занимающуюся музыкой и не думающую о состоянии семьи, и сына, служащего офицером в Варшаве и получающего ежемесячные деньги от отца. Затем главный герой описывает жизнь в университете, своё общение со швейцаром Николаем и бесталанным прозектором Петром Игнатьевичем и преподавание в вузе. Он отмечает, что ему следует прекратить преподавательскую деятельность из-за старости, но он не может, так как любит науку. Во время домашних работ и встреч с товарищами, студентами и молодыми докторами он вспоминает о Кате, дочери его умершего товарища, который назначил его опекуном Кати. Она с детства любила театр, обожала вести о нём беседы и мечтала стать актрисой. Она присоединилась к труппе и уехала из семьи. Поначалу она любила своё дело, встретилась с любимым мужчиной. Но затем она разочаровалась в людях, составлявших её театральных коллектив. Она хотела умереть, пережила смерть своего ребёнка и  стала отчаявшейся и ленивой женщиной, что отражалось на интерьере её квартиры, нанятой ею по возвращении из Крыма, и поведении. Николай Степанович терпеть не может Александра Адольфовича Гнеккера - жениха своей дочери. Его настораживает авторитет этого молодого человека при отсутствии всяких талантов и отношение к нему своей жены. Он понимает, что когда он стал знаменитым, из его жизни ушли любимые блюда, разговорчивая горничная Агаша и семейная ласка. Он отправляет к Кате, разговаривает о своих душевных проблемах и о своём интересном прошлом. К ним приходит филолог Михаил Фёдорович, умеющий рассказывать о резком и серьёзном в шутливом тоне. Их беседа переходит в насмешки над близкими, и главному герою становится невыносимо оставаться в их обществе. Летом его семья переезжает на дачу, и Николай Степанович становится более раздражительным. Он находит русскую литературу "кустарным промыслом", устаёт от встреч с Николаем и Петром Игнатьевичем, презирает Гнеккера, соглашается поехать в Харьков к родственникам Гнеккера и злится из-за ненависти его жены к Кате. Катя понимает, что главный герой - хороший человек, и ищет у него помощи. Она проматывает отцовские деньги и не знает, чему себя посвятить, не желая вести беседы с Михаилом Фёдоровичем. Однажды она предлагает главному герою помощь в виде оставшихся у неё денег на лечение, но тот отказывается. В конце повести главный герой отправляется в Харьков, не находит родственников Гнеккера, узнаёт о его женитьбе на Лизе и равнодушно к этому относится. Он понимает, что его душа погибла, и осознаёт, что его жизни не хватало общей идеи, связующей его отношения с семьёй, коллегами, науку и преподавательскую деятельность. К нему приходит Катя, плачущая из-за письм Михаила Фёдоровича и в последний раз спрашивает совет у главного героя. Она не получает ответа, уезжает в Крым, и Николай Степанович расстаётся со своей воспитанницей.

     В тексте представлено множество проблем, но главные из них можно найти в словах рассказчика. "Я хочу, чтобы наши жены, дети, друзья, ученики любили в нас не имя, не фирму и не ярлык, а обыкновенных людей. Еще что? Я хотел бы иметь помощников и наследников. Еще что? Хотел бы проснуться лет через сто и хоть одним глазом взглянуть, что будет с наукой", - говорит главный герой. Первая проблема - осознание своей личности. "Не имя красит человека, а человек - имя" - пословица, способная ответить на поставленную проблему. Человек не может судить об окружающих, зная лишь их фамилии, титулы и достоинства. Только узнав о характере человека, его рассуждениях, целях, идеалах и желаниях, можно определить истинную сущность человека и начать дружбу с ним или перестать с ним общаться.

     Вторая проблема - самостоятельность. Главный герой говорит, что студенты "охотно становятся ординаторами, ассистентами, лаборантами, экстернами и готовы занимать эти места до сорока лет, хотя самостоятельность, чувство свободы и личная инициатива в науке не меньше нужны, чем, например, в искусстве или торговле". Он подмечает недостатки своих студентов и видит, что они бывают равнодушными, поддаются влиянию не лучших писателей и не проявляют инициативу. Он сожалеет, что тяжело найти человека. способного продолжить его дело в науке, и расстроен, что Пётр Игнатьевич, которого могли взять преподавателем после смерти главного героя, не сможет интересно и продуктивно вести занятия.

      Третья проблема - любовь к науке. Главный герой не может оставить лекции в университете из-за любви к науке, и считает науку своей главной страстью. Автор полагает, что наука держится на энергичных людях, готовых проявлять свои лучшие качества на научном поприще. Поэтому его героя раздражают бесталанность Петра Игнатовича и язвительность Михаила Фёдоровича.

      Таким образом, эта книга раскрывает множество проблем через размышления главного героя. Читатель может наблюдать за душевным состоянием Николая Степановича и разобраться в том, какие недостатки человека показывает в своей книге автор, призывающий оценивать характер и душу человека, а не имя и звания.

 

                  

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Литература. Лето 2021. Скучная история

     Повесть Антона Павловича Чехова "Скучная история" - последняя книга, которую я прочитал за лето. В этой повести рассказчиком ...